Приемы логопедической работы с чистоговорками
1. СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ
Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.
Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.
1 вариант
Взрослый произносит чистоговорку, ребенок повторяет ее.
В1: Сейчас надо сказать ее весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак.
Если ребенку трудно, взрослый дает образец.
В: Теперь надо сказать чистоговорку так, как будто ты спрашиваешь, и чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.
2 вариант
Взрослый показывает ребенку карточку со знаком препинания (восклицательным, вопросительным знаками или точкой), а ребенок сам произносит чистоговорку с нужной интонацией.
2. СКАЖИ КАК....
Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.
Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимей тембром голоса
1 вариант
Игра проводится с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Взрослый показывает
маску или куклу (например, лису) и говорит чистоговорку так, как бы ее сказала лиса. Потом просит ребенка повторить чистоговорку за лисой.
2 вариант
В: А сейчас попробуй сам сказать чистоговорку, как лиса (заяц, волк, мышка).
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый должен объяснить ему, какой голос может быть у этого животного и почему.
3. СКАЖИ ТИХО - ГРОМКО
Цель: учить ребенка менять силу голоса. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.
1 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры.
Чем больше фишка, тем выше сила голоса.
В: А сейчас скажи тихо, вот так. ОО-ОО- ла-ла -острая пила.
2 вариант
Взрослый показывает на выложенные фишки и просит повторить чистоговорку с соответствующей силой голоса.
Ребенок сам, ориентируясь на размеры фишек, произносит чистоговорку.
4. СКАЖИ МЕДЛЕННО - БЫСТРО
Цель: учить ребенка менять темп речи. Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, работать над темпом речи.
1 вариант
Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же скоростью.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.
О О О О
ла ла острая пила
2 вариант
Взрослый выкалывает чистоговорку фишками и просит произнести ее. Ребенок сам, ориентируясь на расстояние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.
5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА
Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.
Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.
1 вариант
Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са - идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са - идет КТО?*, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ - большой фишкой:
Например: са-са - идет ЛИСА
О О О О
2 вариант
Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:
В: Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
о о О о
Р: Са-са - ИДЕТ лиса
3 вариант
Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
6. ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ
Цель; учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же количеством слогов и местоположением ударного слога.
Задача: автоматизировать звук в словах, учить определению в слове слога с ударным звуком, развивать чувство ритма.
1 вариант
Взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество слогов в этом слове (самостоятельно или с помощью взрослого), ударный слог (слог, который громче и дольше всех тянется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове.
Например: ла-ла-ла - принесла, ла-ла - пила.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, рекомендуется обозначить слоги слова фишками. Ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные маленькими.
2 вариант
Взрослый называет слово и предлагает ребенку выбрать.
7. ДОБАВЬ СЛОВО ИЗ ... СЛОГОВ
Цель: учить ребенка делить слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов.
Задача: автоматизировать звук в слове, учить делить слова на слоги.
1 вариант
Взрослый выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки. Например: ла-ла-QQ .
Затем предлагает ребенку посмотреть на картинки и выбрать те, в названиях которых столько же слогов. Названия всех предложенных картинок должны заканчиваться слогом, повторяющимся в первой части чистоговорки.
Ребенок с помощью взрослого делит эти слова на слоги (прохлопыванием), выбирает те, которыми можно закончить чистоговорку, и выкладывает их фишками.
Например: ла-ла-ла - помогла.
ООО ооо
2 вариант
Ребенок самостоятельно делит названия предложенных ему картинок на слоги, подбирает нужные слова к началу чистоговорки и выкладывает их фишками.
3 вариант
Ребенок заканчивает чистоговорку без наглядной опоры (без фишек).
8. ВЫЛОЖИ ФИШКАМИ (применяется как часть других приемов)
Цель: учить ребенка выделять каждое слово в чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить выделять слова из потока речи.
1 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, ребенок повторяет ее. Например, ла-ла - острая пила. В: А сейчас выложи фишками каждое слово в чистоговорке. Произнеси начало чистоговорки. Р: Ла-ла.
В: Выложи для каждого слога «ла» фишку. Ла-ла
Дальше какое слово? Р: Острая.
Если ребенок ошибся, уточнить:
- слова «ост» нет, а слово "острая» есть;
- «острая пила» - это два слова. Какое из них первое?
Потом взрослый просит ребенка «прочитать» чистого
ворку с опорой на выложенные фишки.
2 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, а ребенок самостоятельно выкладывает ее.
9. ПРОШАГАЙ ПО СЛОГАМ
Цель: учить ребенка делить слова на слоги.
Задача: автоматизировать и дифференцировать звук во фразе, уточнить понятие «слог», учить делить слова на слоги.
1 вариант
Взрослый напоминает ребенку, что такое слог и как производится слогораздел. Затем просит прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог приходился один шаг (хлопок). Например: ла-ла - ост-ра-я пи-ла. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый шагает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.
2 вариант
Ребенок сам пытается прошагать чистоговорку по слогам. Если он ошибается, то взрослый задает уточняющие вопросы. Например:
- Это слог или звук?
- Какой это звук - гласный или согласный?
- А в слоге обязательно вместе с согласным звуком сто
ит гласный звук? (Слога не может быть без гласного
звука.)
- Какой звук идет после звука «Л»?
- Он гласный?
— Значит, какой слог получается из этих звуков?
— Правильно, «ЛА». Поэтому на один шаг скажи «ЛА»
3 вариант
Ребенок сам пытается прошагать (прохлопать) чистоговорку, деля слова на слоги.