Приемы логопедической работы с чистоговорками

1
0
Материал опубликован 12 January 2016

1. СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, разви­вать интонационную сторону речи.  

1 вариант

Взрослый произносит чистоговорку, ребенок повторяет ее.

В1: Сейчас надо сказать ее весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак.

Если ребенку трудно, взрослый дает образец.

В: Теперь надо сказать чистоговорку так, как будто ты спрашиваешь, и чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.

2 вариант

Взрослый показывает ребенку карточку со знаком препинания (восклицательным, вопросительным знаками или точкой), а ребенок сам произносит чистоговорку с нужной интонацией.

2. СКАЖИ КАК....   

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.                      

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимей тембром голоса

1 вариант

Игра проводится с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Взрослый показывает

маску или куклу (например, лису) и говорит чистоговорку так, как бы ее сказала лиса. Потом просит ребенка повторить чистоговорку за лисой.

2 вариант

В: А сейчас попробуй сам сказать чистоговорку, как лиса (заяц, волк, мышка).

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый должен объяснить ему, какой голос может быть у этого животного и почему. 

3. СКАЖИ ТИХО - ГРОМКО

Цель: учить ребенка менять силу голоса. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, разви­вать силу голоса.

1 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры.

Чем больше фишка, тем выше сила голоса.

В: А сейчас скажи тихо, вот так. ОО-ОО- ла-ла -острая пила.

2 вариант

Взрослый показывает на выложенные фишки и просит повторить чистоговорку с соответствующей силой голоса.

Ребенок сам, ориентируясь на размеры фишек, произносит чистоговорку.

4. СКАЖИ МЕДЛЕННО - БЫСТРО

Цель: учить ребенка менять темп речи. Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, рабо­тать над темпом речи.

1 вариант

Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же скоростью.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.

О   О   О     О

ла      ла       острая пила

2 вариант

Взрослый выкалывает чистоговорку фишками и просит произнести ее. Ребенок сам, ориентируясь на расстоя­ние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.

5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

1 вариант

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са - идет лиса).

Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са - идет КТО?*, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ - большой фишкой:

Например: са-са - идет ЛИСА

О О      О      О

2 вариант

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

о о        О        о

Р: Са-са - ИДЕТ лиса

3 вариант

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

6. ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ

Цель; учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же количеством слогов и местоположением ударного слога.

Задача: автоматизировать звук в словах, учить определению в слове слога с ударным звуком, развивать чувс­тво ритма.

1 вариант

Взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество сло­гов в этом слове (самостоятельно или с помощью взрослого), ударный слог (слог, который громче и дольше всех тянется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове.

Например: ла-ла-ла - принесла, ла-ла - пила.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, рекомендуется обозначить слоги слова фишками. Ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные ма­ленькими.

2 вариант

Взрослый называет слово и предлагает ребенку выбрать.

7. ДОБАВЬ СЛОВО ИЗ ... СЛОГОВ

Цель: учить ребенка делить слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов.

Задача: автоматизировать звук в слове, учить делить слова на слоги.

1 вариант

Взрослый выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки. Например: ла-ла-QQ .

Затем предлагает ребенку посмотреть на картинки и вы­брать те, в названиях которых столько же слогов. Назва­ния всех предложенных картинок должны заканчиваться слогом, повторяющимся в первой части чистоговорки.

Ребенок с помощью взрослого делит эти слова на слоги (прохлопыванием), выбирает те, которыми можно закончить чистоговорку, и выкладывает их фишками.

Например: ла-ла-ла - помогла.

ООО ооо

2 вариант

Ребенок самостоятельно делит названия предложенных ему картинок на слоги, подбирает нужные слова к началу чистоговорки и выкладывает их фишками.

3 вариант

Ребенок заканчивает чистоговорку без наглядной опоры (без фишек).

8. ВЫЛОЖИ ФИШКАМИ (применяется как часть других приемов)

Цель: учить ребенка выделять каждое слово в чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить выделять слова из потока речи.

1 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, ребенок повто­ряет ее. Например, ла-ла - острая пила. В: А сейчас выложи фишками каждое слово в чистоговорке. Произнеси начало чистоговорки. Р: Ла-ла.

В: Выложи для каждого слога «ла» фишку. Ла-ла

Дальше какое слово? Р: Острая.

Если ребенок ошибся, уточнить:

-       слова «ост» нет, а слово "острая» есть;

-       «острая пила» - это два слова. Какое из них первое?
Потом взрослый просит ребенка «прочитать» чистого­
ворку с опорой на выложенные фишки.

2 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, а ребенок самостоятельно выкладывает ее. 

9. ПРОШАГАЙ ПО СЛОГАМ

Цель: учить ребенка делить слова на слоги.

Задача: автоматизировать и дифференцировать звук во фразе, уточнить понятие «слог», учить делить слова на слоги.

1 вариант

Взрослый напоминает ребенку, что такое слог и как про­изводится слогораздел. Затем просит прошагать (прохло­пать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог приходился один шаг (хлопок). Например: ла-ла - ост-ра-я пи-ла. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый ша­гает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.

2 вариант

Ребенок сам пытается прошагать чистоговорку по слогам. Если он ошибается, то взрослый задает уточняющие вопросы. Например:

- Это слог или звук?

-  Какой это звук - гласный или согласный?

- А в слоге обязательно вместе с согласным звуком сто­
ит гласный звук? (Слога не может быть без гласного
звука.)

-  Какой звук идет после звука «Л»?

-   Он гласный?                                                

—  Значит, какой слог получается из этих звуков?

—  Правильно, «ЛА». Поэтому на один шаг скажи «ЛА»

3 вариант

Ребенок сам пытается прошагать (прохлопать) чистоговорку, деля слова на слоги.

Комментарии
Комментариев пока нет.